Корецкий во имя Святой Троицы (Воскресения Христова) женский монастырь (ставропигиальный), находится в г. Корец Ровненской (до 1991 Ровенской) обл. (Украина), на берегу р. Корчик. Основан не позднее кон. 70-х гг. XVI в. История возможного существования К. м. до XVI в. легендарна. В описаниях мон-ря кон. XIX - нач. XX в. приводились различные легенды, относившие устроение К. м. к XI-XII вв. По одной из них, некий игум. Варлаам в 1064 г. на пути в Грецию, «в трех верстах от древнего города Корчева на крутом скалистом берегу небольшого полуострова, омываемого водами реки Корчик, основал девичий общежительный монастырь» (Антонюк. 1999. С. 27). Исследователи ХIХ - нач. XX в. допускали, что К. м. мог быть основан в нач. ХII в. удельными князьями (Переверзев. 1914. С. 398). По преданию, К. м. был разрушен летом 1496 г., во время осады Корца войсками крымского хана Менгли-Гирея, также и во время др. набегов монголо-татар на Волынь; во 2-й пол. XVI в. восстановлен.
. Во 2-й пол. XVI в. К. м. был «домовым» для князей Корецких. Одним из главных фундаторов и возможных основателей К. м. был кн. Богуш (Богдан) Федорович, сын кн. Федора Ивановича Корецкого и племянник Ивана Ивановича Корецкого, бывш. покровителей Пересопницкого Богородице-Рождественского мон-ря. Как и др. рус. магнаты, семья Корецких имела более тесные связи с Киево-Печерским мон-рем, собором Св. Софии и др. киевскими обителями. Кн. Б. Корецкий был ближайшим соратником князей Константина Константиновича Острожского и А. М. Курбского - ревнителей Православия на Волыни. В завещании кн. Б. Корецкого, воеводы земли Волынской, составленном 21 июня 1579 г. перед походом на Россию, отмечалось, что «на церкви соборные и на манастыри в моих имен(ь)ях» надо было дать «по две копы грошей». При этом Корецкий подчеркивал: «Особливе теж то сим тестаментом моим ознаймую, иж которые три манастыри, то есть манастырь Корецкий, манастырь Маренинский, манастырь Городиский, для уставичное фалы Божое, ижъбы в них николи хвала Божая не уставала, и для вечистое памети душ прародителей моих и моее, фундашами, листы моими уфундовал и, водлуг можности моее, кождый з них надал». Более того, кн. Корецкий просил опекунов своей семьи, чтобы они проследили, чтобы его сын кн. Иоаким (Яким) Корецкий «и потомки его» не лишали все 3 монастыря своих пожалований и вкладов под угрозой «неблагословенем моим отцовским и под клятвами, в листех фундышох моих описаными» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. № 17. С. 97).
К осени 1579 г. в К. м. имелся комплекс каменных монастырских построек: церковь с трапезной и прилегающий к ним 2-этажный сестринский корпус. Напротив храма находился гостиный зал, предназначенный для совместной трапезы сестер в воскресные и праздничные дни. Зал имел сводчатое кирпичное перекрытие и кирпичный пол. Под храмом и трапезной с входом располагался склеп-усыпальница. Отдельно от корпуса был выстроен дом для священника-духовника. Второй священник и дьячок жили в монастырских домах в городе.
В пятницу светлой седмицы 1580 г. состоялось освящение монастырского собора в честь Воскресения Христова, к-рое возглавил Львовский и Каменец-Подольский еп. Гедеон (Балабан) в сослужении еп. Кирилла (Терлецкого), еп. Ионы (Гоголя-Богушевича), священников Гераклия Шеверинского и Г. Д. Смотрицкого, ректора Острожской академии. За вечерним богослужением еп. Гедеон постриг кнж. Софию Иоакимовну Корецкую в монашество с именем Серафима. В Фомино воскресенье она была возведена в сан игумении, а 9 послушниц были пострижены в монашество. Особым покровителем К. м. считается кн. Андрей Лещинский, родственник князей Корецких; владелец Чарторыйска. Мон-рь пользовался уставом свт. Василия Великого.
Сложный период в истории К. м. начался после решения в окт. 1596 г. Собора епископов Западнорусской митрополии о принятии Брестской унии. С кон. XVI в., после уклонения в унию Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого), в К. м. стали приезжать католич. ксендзы и представители зап. орденов с целью склонить насельниц к переходу в унию. Этому влиянию препятствовала игумения «силою княжеской власти», как сестра местного правителя. Насельниц в их верности Православию укрепил переезд киевского полемиста свящ. Лаврентия Зизания (1612-1619) на должность настоятеля корецкого Вознесенского собора. Вскоре в Корец прибыл и его брат Стефан, автор антикатолич. трактатов. Братья не только служили в соборе, но и проповедовали в обители, просвещали верующих.
Весной 1620 г., после прошения игум. Серафимы, жаловавшейся родному брату кн. Самуилу Иоакимовичу Корецкому на тесноту монастырских построек, в пределах города был заложен новый, более обширный мон-рь во имя Св. Троицы. После событий под Цецорой (1620) в ходе польско-тур. войны кн. Самуил был приглашен на аудиенцию к папе Римскому Павлу V. Вернувшись из Рима, он принял католичество. В сент. 1621 г. в сражении под Хотином князь был схвачен и отвезен в К-поль, пребывал в тур. плену, затем был посажен на кол. Тело правителя было выкуплено родственниками и положено в подземелье строившегося Троицкого храма. В 1622 г. Корцем стал править младший брат Самуила Иоанн Иоакимович, принявший католичество и именовавшийся кн. Яном Каролем. Он закончил внутреннюю отделку нового храма и корпуса, но сам недостроенный Троицкий монастырь, вопреки родственной клятве, передал ордену францисканцев. Прелаты уговорили Яна Кароля вынести из домашней молельни чтимую икону Божией Матери «Споручница грешных» и плащаницу, считавшиеся древними семейными реликвиями. После празднования Св. Троицы в 1622 г. крестным ходом святыни были перенесены в корецкий замок, где был отслужен молебен, а затем - в Воскресенский мон-рь. Нек-рое время они находились посередине храма, затем икона была помещена на горнее место, а плащаница - на правой стене у иконостаса. Это событие ежегодно отмечается в монастыре в 1-й четверг после дня Св. Троицы как праздник иконе «Споручница грешных».
Игум. Серафима, не рассчитывая на патронат отпавших от Православия родственников, старалась укрепить материальную независимость обители. В 1624 г. она купила у помещика И. Верёвки на Летичевском тракте сосновый лес (ок. 30 верст в длину и ширину), а в 1627 г. выкупила наследственные земли у кнг. Кристины Вишневецкой и ее супруга пана Николая Малицкого, на к-рых располагались села Александров (Клинец) и Девошин с 8 деревнями и 11 приселками, недалеко от г. Овруч (включая спорные земли с. Адамовка, принадлежавшие помещику Юрию Лясоте, что в дальнейшем повлекло судебные тяжбы). Выкупленные имения были объединены в Клинецкую экономию и приносили Воскресенскому мон-рю ок. 20 тыс. злотых ежегодно. При заключении контракта Вишневецкая предоставила выписки из прежних документов и завещаний как свидетельство права на эти земли. Вместе с землями Клинецкого ключа в управление К. м. перешел Клинецкий девичий мон-рь, существовавший еще в сер. XVI в. Земли и поселения передавались в аренду, а управляющий Клинецкой экономией снабжал обе обители. Католич. помещики нередко причиняли материальный ущерб имению. Так, в нояб. 1631 г. паны Адам и Александр Решитинские ограбили двор в г. Овруче, принадлежавший мон-рю.
В 1627 г. из Москвы в Корец вернулся прот. Лаврентий Зизаний. Он поселился в монастырском доме у брата Стефана и стал монастырским духовником. В 1628 г., после Киевского Собора, осудившего еп. Мелетия (Смотрицкого), обитель посетил игумен Почаевского мон-ря прп. Иов (Железо). Преподобный прожил в К. м. 3 дня, наставляя сестер в исповедании «греческой веры».
В нояб. 1633 г. митр. Киевский Петр (Могила) возглавил чин погребения скончавшейся игум. Серафимы в усыпальнице под трапезной Воскресенского мон-ря. Ее преемница игум. Серафима (Ярмолинская; † нач. 50-х гг. XVII в.), строгая подвижница, поручала управление имениями экономам и благочинным. Этим положением пользовались соседние помещики, совершавшие набеги и присваивавшие себе монастырские имения. С 1634 г. Воскресенская обитель вела несколько судебных тяжб с представителями княжеских фамилий и соседними помещиками. Особенно монастырю досаждал помещик Симон Павша, захвативший некоторые имения Клинецкой экономии, напр. в 1638 г. с. Черепки. Он отказался от своих притязаний только в 1646 г. в Киевском городском суде, когда в дело вмешался митр. Петр (Могила). В 1638 г. в связи с увеличением числа насельниц (свыше 320 чел.) игум. Серафима начала расширение приписного Клинецкого мон-ря с целью переселения части монашествующих в эту обитель. В 1640 г. в Клинецкий монастырь перевели 6 монахинь, 18 инокинь и 165 послушниц. Сестры значительно расширили экономию: построили новые хозяйственные службы, хлебные амбары и др.
Игум. Анастасия, родная сестра скончавшейся игум. Серафимы, управляла К. м. во время национальноосвободительной войны под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. В 1648 г., когда кн. Самуил Кароль Корецкий воевал со своим отрядом против запорожцев, в Корце произошло крестьянское восстание. В город вступил казацкий отряд под предводительством полковника М. Кривоноса, к-рый с первого приступа взял и уничтожил замок, убил всех представителей шляхты, кроме жены князя и прислуги. Присутствие казацких войск на территории совр. Зап. Украины способствовало относительно спокойному существованию правосл. обители. Правда, в 1656 г. казацкие войска, возвращавшиеся после варшавской кампании через Корец в Киев, повторно захватили город и замок князей Корецких, вырезали множество мещан-христиан, евреев. Несколько инокинь убили или взяли в плен. Когда зверства закончились, игум. Серафима приехала в стан Хмельницкого, который, выслушав ее жалобу, «приказал татарину отсечь казаку голову, а монахиню, взятую в жены, и других монастырских пленниц отпустить и возвратить в монастырь» (Сендульский. 1880. С. 932).
В 1672 г. Корец был уничтожен войсками султана Мехмеда IV, Воскресенский мон-рь пришел в упадок. Сведения об обители во 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. почти не сохранились. После закрытия в 1740 г. Любарского муж. мон-ря К. м. оставался единственным правосл. очагом монашества на территории Волыни.
В 1752 г. при игум. Анне (Олесвянской) луцкий униат. еп. Феодосий Рудницкий, игнорируя международные договоренности, с помощью польского войска перевел в К. м. монахинь католич. монашеского ордена василиан. Правосл. монахини К. м. должны были принять унию. Игум. Анна с сестрами переселилась в Клинецкий монастырь. Период жизни общины в изгнании сопровождался судебными тяжбами с представителями иезуитской Ксаверовско-Овручской коллегии, которая пыталась оспорить права наследственного владения селами Збранки и Адамовка. В 1758 г. игумения Клинецкого монастыря Варвара (Суходольская) вела тяжбы с помещиками-католиками Комаром и Третьяком за насильственный захват сел и подданных экономии под видом обеспечения причта построенного храма в с. Шоломки.
В 1782 г. совмещенная Клинецко-Корецкая община пережила нападение овручских василиан: по распоряжению униат. генеральной консистории при помощи помещиков они ворвались на территорию обители, начали избивать монахинь плетями и палками. Храм был опечатан, а священнику запретили до принятия унии появляться на церковном погосте. Престарелая игум. Магдалина (Новоселецкая), выселенная из кельи и избитая шляхтичем, потеряла сознание. Затем игумения с сестрами отправилась в Корец, где находилась часть корецких насельниц, и месяц спустя скончалась от побоев и нанесенных ран. В экономии поселились корецкие василианки, которые способствовали обращению в унию местных подданных. Некоторые правосл. монахини скрывались в домах мещан в Корце.
После третьего раздела Польши на Волыни была возобновлена правосл. епархия. 12 апр. 1795 г. указом имп. Екатерины II К. м. был возвращен православным. 25 июня того же года еп. Волынский и Житомирский Варлаам (Шишацкий) торжественно открыл К. м., корецкий городской свящ. Николай Савлучинский (как смотритель до назначения игумении) и свящ. Емельян Кульчинский в присутствии городничего секунд-майора Григория Чигринца приняли обитель. В Воскресенский мон-рь вернулись 5 сестер во главе с мон. Макарией, возглавлявшей общину в изгнании. У старшей сестры мон. Иосафаты не было обнаружено предыдущих описей имущества, к-рые василианки преднамеренно уничтожили вместе с др. документацией, свидетельствовавшей о принадлежности мон-ря к правосл. Церкви. 21 нояб. 1795 г., после ремонта, свящ. Н. Савлучинский освятил главный престол Воскресенского храма. Затем была принята Клинецкая экономия, а ее управляющим утвержден действующий посессор хорунжий Егор Мурацкий. При приеме экономии также не было обнаружено предыдущих описей, а подданные засвидетельствовали угон из К. м. скота и поспешное переоформление документов на земли и движимое имущество в пользу католич. помещиков сразу же после получения известия о переводе имений в правосл. ведомство. 17 мая 1796 г. решением консистории в К. м. переехали сестры упраздненного бывш. униат. Ясногорского Троицкого мон-ря во главе с сестрой Марфой (Головинской), ставшей казначеей в обители. В 1797 г. в Острожском Преображенском монастыре сестра Марфа была возведена по правосл. чину в сан игумении.
19 авг. 1797 г. полностью сгорели замок и большинство построек местечка, были разрушены храм и почти все кельи на верхних этажах. С разрешения епархиальной власти в помещении трапезной устроили временную церковь, 25 окт. 1798 г. освященную в честь Успения Пресв. Богородицы. Позже храм был перестроен и 8 марта 1807 г. освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В 1799-1800 гг. восстановительные работы в обители вела артель плотников и мастеров резного дела под рук. Симона Литмановича. К прилегавшему к храму корпусу были пристроены игуменские и архиерейские покои, на 2-м этаже восстановлены 26 келий, возобновлены хозяйственные помещения, устроены трапезная, дом священника, комната для отдыха духовенства, заложена колокольня. В 1800 г., в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», еп. Волынский Варлаам (Шишацкий) освятил восстановленный мон-рь.
При настоятельнице игум. Рахили (Жуковец; 1807-1814) К. м. выделил 10 тыс. р. серебром для поддержки рус. войск в Отечественной войне 1812 г. Также обитель направила 12 добровольцев в народное ополчение из своих имений, снабдив их всем необходимым для несения службы. Насельницы во главе со священниками Гавриилом Симоновичем и Дмитрием Яворским, погрузив архив, облачение и драгоценности, эвакуировались в Золотоношский монастырь Полтавской губ., где пребывали до янв. 1813 г. В 1815 г. при настоятельнице Таисии (Жогловской; 1814-1830) стараниями свящ. Василия Божовского в К. м. был открыт приют для сирот из семей духовенства. Настоятельница игум. Иулитта (Киселёва; 1830-1860) учредила при К. м. уч-ще для монахинь и послушниц. Сестры обучались чтению, письму, Свящ. истории, пению, шитью и рукоделию, изучали Катехизис. Первым руководителем школы стал свящ. Василий Морачевич.
В 1834 г. над храмом и надвратной колокольней были водружены позолоченные надкупольные кресты, колокольню оштукатурили, покрыли листовым железом. В авг. 1840 г. К. м. посетил митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров). Ознакомившись с жизнью учащихся, архиерей посоветовал расширить круг предметов преподавания и приравнять уч-ще к подобным светским. По его указанию из Киево-Печерской лавры были выписаны 106 экз. «Катехизиса» митр. Петра (Могилы), 15 экз. Псалтири и Библии на церковнослав. языке, открыта подписка на ж. «Воскресное чтение» и др. издания.
По указу имп. Николая I от 25 дек. 1841 г., К. м. стал обителью 2-го класса и 23 марта 1842 г. лишился своих имений. На содержание сестер и клира было оставлено 33 дес. пахотной земли. В авг.-сент. 1856 г. в К. м. перевели сестер немировского во имя Св. Троицы мон-ря. В 1860 г. игум. Иулитта была погребена на общем сестринском кладбище, с юж. стороны от алтаря Воскресенского собора.
Следующая игум. Аполлинария (Князева; 1861-1877), переведенная из Полонского Успенского мон-ря Волынской епархии, санкционировала назначение на пост казначеи образованной мон. Виталии (де Конти). В мае 1866 г. по ходатайству мон. Виталии для улучшения жилищных условий монастырю были переданы постройки упраздненной францисканской Свято-Троицкой обители. В 1868-1869 гг. уч-ще и школа-приют получили новый устав, а ревизия Мин-ва просвещения признала образовательный ценз школы выше государственного. В 1869 г., после ревизии, проведенной архиеп. Волынским Агафангелом (Соловьёвым), «за ревностные труды по восстановлению Свято-Троицкого монастыря» игум. Аполлинария была награждена золотым наперсным крестом. 12 марта 1873 г. по ее совету мон. Виталия стала первой игуменией Любарского жен. монастыря, корецкие насельницы заняли в нем ключевые посты.
В 1862 г. в К. м. проживали 49, в 1866 г.- 59 сестер. В 1877-1916 гг. К. м. возглавляла Феофания (Сеницкая), единогласно избранная сестрами. В 1878 г. для Троицкой обители были заказаны новые колокола и иконостас, к сент. 1879 г. по контракту с Петром и Антоном Гренчуками построен новый просторный дом для приюта и уч-ща. По договоренности с мастерской Почаевской лавры летом того же года для внутренней росписи Троицкого храма был прислан послушник-иконописец Петр Патокин. 21 сент. 1880 г. архиеп. Волынский и Житомирский Димитрий (Муретов) освятил возобновленный в «первоначальном православном» стиле Троицкий храм и келейные помещения. По благословению архиеп. Димитрия почти все корецкие сестры переселились в Троицкую обитель. При этом Воскресенский монастырь оставался приписным к Троицкому, с правом использования храмов для совершения ранних литургий. Было утверждено проживание в мон-ре 38 штатных насельниц, 76 сверхштатных послушниц и 26 вольнонаемных работниц. Для присмотра за храмами в старой Воскресенской обители оставили неск. сестер во главе со схим. Феодосией. В бывш. жилых корпусах разместили приют и уч-ще.
В 1884 г. в Троицком монастыре была заложена, 4 нояб. 1890 г. еп. Волынским и Житомирским Модестом (Стрельбицким) освящена теплая ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Храм возводился на средства А. А. Андро де Ланжерон (урожд. Олениной), знакомой А. С. Пушкина. После кончины она была похоронена близ алтаря. В 1902-1905 гг. в К. м. по чертежу А. Б. Поплавского была возведена колокольня.
В 1893 г. инокини приняли участие в восстановлении монашеской жизни в древнем Святогорском Зимненском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре, первой игуменией к-рого стала корецкая насельница Агния (Хоменко).
С началом первой мировой войны К. м. оказался в прифронтовой зоне. 28 авг. 1915 г. началась эвакуация ценностей, из мон-ря было вывезено движимое имущество (включая колокола). В авг.-нояб. 1915 г. сестры находились в Козельщинском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре Полтавской губ. После возвращения в К. м. игум. Феофания была переведена за штат. В 1916-1931 гг. К. м. возглавляла бывш. насельница Красностокского мон-ря Гродненской епархии мон. Михаила (Мелетьева), при которой началась реформа устава обители, напр., заменили кукольную форму головных уборов клобучной, для богослужений ввели валаамский распев. С 29 окт. 1916 г. в К. м. была открыта амбулатория, где монастырские сестры, имевшие звание сестер милосердия, принимали больных. За год было принято 1750 чел.
К 1917 г. в К. м. проживали штатная игумения, 2 игумении заштатные, 26 монахинь, 53 рясофорные послушницы и 64 послушницы. Причт состоял из 2 священников и диакона на должности псаломщика. В 1917 г. в 2-классной монастырской школе с общежитием было 84 ученицы, из них 45 приходящих, 39 проживавших в общежитии, 4 малолетние. Школа и общежитие содержались на средства мон-ря. Заведующей была игум. Михаила, законоучителем работал прот. Михаил Прокопович, окончивший Волынскую ДС, старшей учительницей - С. Л. Хрыпина, окончившая Курскую прогимназию, и младшей - Н. Д. Брынных, выпускница Кременецкого ДУ. Согласно «Клировой ведомости» 1917 г., «здания старого (Воскресенского) монастыря, остававшиеся много лет без ремонта, пришли в запустение, а после 1915, 1916 гг., когда эти здания были взяты под помещение для военнопленных и караула, они оказались совершенно негодными для житья, так как по кельям оказались уничтожены полы, рамы, двери и произведены многие другие разрушения и беспорядки» (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 3. Л. 245).
К 1917 г. среди оброчных статей, принадлежащих К. м., числились: монастырский хутор (пахотной земли - 135 дес. 50 кв. саж. и сенокосной 9,71 дес.) с 2 деревянными и каменным домами для сестер, амбаром, деревянным сараем, неск. сараями, а также пасекой; т. н. Ботанический сад (4,12 дес. сенокоса); лес при дер. Дуплинки (124 дес.); водяная мельница на р. Ювике (1,89 дес.). Всего монастырю принадлежало 287 дес. 772 кв. саж. земли, в т. ч. 7 дес. 627 кв. саж. усадебной с церковным погостом, 135 дес. 50 кв. саж. пахотной, 13 дес. 83 кв. саж. сенокосной земли. В 1917 г. было получено: процентов с капитала - 129 р. 96 к., дохода с водяной мельницы - 1520 р. 20 к., с найма квартир - 358 р., от продажи фруктов, сена, соломы и проч.- 6066 р. 65 к., продажи просфор - 804 р. 80 к. Обитель получала «неподвижную сумму в билетах» - 57 954 р. 90 к. Кроме того, в 1916 г. были приобретены облигации военного займа на 10,4 тыс. р., находящиеся на хранении в Новоград-Волынском уездном казначействе.
Во время революционных событий в Корце К. м. находился попеременно под управлением властей Украинской Народной Республики, большевиков и представителей Белой гвардии. 12 янв. 1918 г. была провозглашена советская власть, 21 февр. город заняли австро-нем. войска. Во время боя пострадало монастырское имущество. Архиеп. Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский), а также еп. Владимир-Волынский сщмч. Фаддей (Успенский) своими частыми посещениями поддерживали сестер обители в годы революции и разрухи.
С авг. 1919 г., когда в Корце была окончательно установлена польск. власть, представители католического духовенства инициировали ряд процессов о ревиндикации мон-ря (передачи церковного имущества католич. властям). С 1921 г. часть корпуса Воскресенского мон-ря была передана польск. полиции и Корпусу охраны приграничной (КОП). Часть сестер переселилась в Троицкий мон-рь. 10-12 янв. 1927 г. Поместный Собор Православной Церкви Польши направил правительству Меморандум о тяжелом состоянии Православия в стране, где была упомянута и ситуация в К. м. Для поддержки общины (по состоянию на 1923 - 193 сестры) зимой 1927 г. К. м. посетил митр. Варшавский Дионисий (Валединский), управляющий Волынской епархией. После совещания с игуменией он благословил изготовление в монастырской рукодельне митр, что значительно улучшило финансовое благосостояние обители. В 1928 г. К. м. заказал новые колокола в Данцигской верфи. В 1931 г. началась реставрация куполов и крыш корпусов обители. В том же году игум. Михаила ушла на покой, а на ее место была поставлена игум. Феофания (Павлюк-Задворная). Она настоятельствовала (1931-1946) в сложный период: согласно новым правилам, в Корец, как в приграничный пункт, можно было попасть только со специальным разрешением, что значительно уменьшило приток богомольцев. В 1931 г. КОП захватил здания Воскресенского монастыря, в кельях поселились чиновники магистрата, школа-приют была изгнана, детей перевели в городской монастырский дом. В 1935 г. нек-рых детей поселили в освободившемся доме священника на территории Воскресенского мон-ря, что дало возможность возобновить богослужения в Воскресенском и Благовещенском храмах обители.
В 1938 г. в К. м. происходили судебные прения в связи с очередной попыткой ревиндикации мон-ря. Но несмотря на решения (20 окт. 1936) наивысшего суда Варшавы в пользу православных, 20 мая 1938 г. Люблинский апелляционный суд признал решения столичного суда неправомочными. Представитель юридического отдела Варшавской митрополии В. Ф. Первенцев защищал интересы обители в арбитражном суде при Международной торговой палате в Париже. Адвокат доказал первоначальное предназначение К. м. как правосл. обители с помощью планов, доставленных игум. Феофанией в Варшаву, на них алтарь главного храма был расположен по направлению на восток. В июне 1938 г. Всемирный кассационный суд принял решение оставить здания мон-ря православным. 24 июня того же года, до прибытия адвокатов из Парижа, представители власти попытались захватить мон-рь. Для этого из Острога в Корец прибыли 12 капуцинских монахов и была проведена мобилизация солдат пограничной охраны и полиции. Сестры, предупрежденные местным католическим свящ. Р. Годзинским, заперли входную дверь в обитель. Из Ровно для поддержки захватчиков был вызван эскадрон польской конницы, но, по свидетельству очевидцев, возглавлявший отряд нападавших капитан Адамкевич был чудесным образом остановлен: он упал с коня и был перенесен на почтовую станцию Самострелы Ровенского повята. Туда же приехал католич. архиепископ, которого капитан, переживший видение, перед смертью попросил не разорять мон-рь.
17 сент. 1939 г. Корец заняли советские войска. В нояб. 1939 г. власти закрыли уч-ще и монастырский приют. В авг. 1941 г., с началом боевых действий и оккупации Волыни нацистами, в К. м. переехали насельницы разрушенного Турковицкого монастыря (совр. Польша) во главе с игум. Магдалиной (Крисько). В годы Великой Отечественной войны К. м. находился в юрисдикции митр. Алексия (Громадского), возглавлявшего автономную УПЦ и находившегося в каноническом общении с Московской Патриархией. Архиерей ежегодно посещал К. м., совершал богослужения. 26 сент. 1941 г. последний раз перед тем, как он был убит, митрополит служил в обители. 14 авг. 1942 г. в К. м. из возобновленной Киево-Печерской лавры был принесен ковчег с частицами мощей Печерских святых, впосл. перед ним ежедневно служили молебны и пели акафисты.
В 1944 г. при освобождении Корца авиабомбой были повреждены один из корпусов и 6 келий рядом с Троицким храмом. Отступавшие нацисты уничтожили монастырский сад. Осенью 1945 г. местным райисполкомом были реквизированы здания Воскресенского мон-ря под склады зерна. В «пользовании» сестер оставили храмы и монастырское кладбище, затем «за несовместимостью» в 1946 г. храм закрыли, а новое монастырское кладбище перенесли к городскому Георгиевскому кладбищу. Имущество перевезли в Троицкую обитель. После кончины 14 нояб. 1946 г. игум. Феофании К. м. возглавила игум. Магдалина (Крисько; до 1954). 13 февр. 1950 г. по распоряжению еп. Волынского и Ровенского Панкратия (Кашперука) к К. м. в качестве подворья был приписан скит, расположенный в Белевских Хуторах. В окт. 1954 г., после назначения настоятельницей игум. Евлогии (Омельчук), состоялся 1-й послевоенный постриг 18 послушниц в рясофор. С сент. 1956 г. монастырские золотошвейные мастерские принимали от воинских частей заказы на вышивку воротников и обшлагов и манжеток к парадным мундирам генералов Советской Армии. За выполненную работу К. м. получил благодарность от Львовского военного округа.
В 1958-1969 гг. К. м. управляла мон. Людмила (Вельсовская). В 1959-1960 гг. в К. м. перешли насельницы закрытого кременецкого в честь Богоявления мон-ря во главе с игум. Анимаисой (Малеевой). 1 июля 1960 г. был закрыт Дерманский во имя Св. Троицы мон-рь, 52 насельницы к-рого также переселились в Корец. К нач. 1961 г. в К. м. проживали 192 сестры. С 1961 г. монахини и служители К. м. притеснялись органами советской власти, предпринимались попытки захвата сестринского корпуса № 2 и передачи его местной школе, отселения пожилых монахинь в Острожский дом престарелых и перевода «трудоспособных монахинь... на работу в индустриальные районы СССР». 6 мая 1962 г. под рук. председателя корецкого райисполкома Хижняка и начальника милиции Левина был сделан пролом монастырской ограды. Насельницы, проживавшие в корпусе № 2, были изгнаны из К. м. с помощью представителей милиции, причем «наиболее активная» сестра Татьяна (Мельничук) осуждена на 15 суток за хулиганство. 18 мая 1962 г. игумения изложила ситуацию патриарху Алексию I, затем генпрокурору СССР Р. А. Руденко. Захват корпуса был временно остановлен. В авг. 1962 г. был отправлен на покой свящ. Василий Яссиевич (в обители остался служить лишь 82-летний свящ. Давид), монастырский водитель П. В. Герус арестован и выслан как «тунеядец» на 5 лет на каменные карьеры в пос. Рокитное Ровенской обл.
22 мая 1959 г. власти отобрали у К. м. большую часть посевных земель. 24 нояб. 1962 г. келейный корпус № 2 был передан школе механизаторов, личные вещи сестер были выброшены на улицу. В 1963 г. при вмешательстве патриарха удалось добиться назначения 2-м священником обители игум. Севериана (Воронюка); мон. Людмилу возвели в сан игумении, что значительно укрепило духовную жизнь обители. В том же году 15 насельниц были пострижены в мантию. К нач. 1964 г. в обители проживали 3 игумении (2 заштатные), 5 схимонахинь, 78 монахинь, 85 рясофорных монахинь и 2 послушницы. 29 янв. 1964 г. в монастыре был проведен осмотр келий спецкомиссией КГБ, а 6 февр. 1964 г. уполномоченный по делам РПЦ по Ровенской обл. Б. А. Плугатаренко потребовал провести медицинское обследование всех сестер, на что получил отказ игумении. 20 сент. 1965 г. из Почаевской лавры в К. м. для духовной поддержки сестер прибыл митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) в сопровождении еп. Волынского Леонтия (Гудимова) и др. На следующий день митрополит молился на богослужении в алтаре, т. к. областные власти ему, как и правящему архиерею, не разрешили возглавить богослужение.
На место скончавшейся игум. Людмилы была назначена ее ближайшая помощница Наталия (Ильчук). Во время ее настоятельства (1970-2006) были отреставрированы нек-рые здания, построены хозяйственные службы, новая теплица (1976). По инициативе игумении в пасхальный период ввели чтение акафиста Воскресению Христову, всегда в положенное время в мон-ре звонили колокола, за что игумению неоднократно штрафовали. Невзирая на трудности, в обители регулярно совершали новые постриги. Живое участие в разрешении проблем обители принимал глава ОВЦС митр. Ленинградский Никодим (Ротов), затем Ювеналий (Поярков).
К 100-летнему юбилею Троицкого мон-ря благочинным г. Корец прот. Ярославом Антонюком был поднят вопрос о перезахоронении останков игум. Иулитты (Киселёвой), находящихся на старом кладбище у Воскресенского мон-ря (само кладбище к тому времени было уничтожено). 11 июня 1979 г., на 2-й день престольного праздника, состоялось перезахоронение. 5 окт. 1980 г., в ходе торжественных празднований 100-летия К. м., богослужения возглавил архиеп. Волынский и Ровенский Дамиан (Марчук). 10 янв. 1981 г. обитель принимала студентов-иностранцев ЛДА из Эфиопии и Аргентины, затем - гостей из Финляндии. Летом того же года большая группа насельниц совершила паломничество в Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь и по приглашению ректора архим. Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) посетила ЛДА.
12 мая 1984 г. указом патриарха Московского Пимена К. м. была предоставлена Патриаршая ставропигия с непосредственным подчинением предстоятелю РПЦ. 4 янв. 1987 г. с посещения К. м. начал свое служение на Волынско-Ровенской кафедре еп. Варлаам (Ильющенко). Прибывшая 14 февр. в обитель группа звукозаписи Издательского отдела МП сделала запись грампластинки «Воскресни, Боже», посвященной празднику 1000-летия Крещения Руси.
18 февр. 1986 г. по решению ровенского облисполкома обители был возвращен сад, сестры занялись его благоустройством. В нояб. 1987 г. настоятельница обратилась к Р. М. Горбачевой с просьбой вернуть незаконно захваченный корпус № 2, на что 11 янв. 1988 г. последовал положительный ответ из секретариата ЦК КПСС. 15 февр. того же года корпус № 2 был освобожден от располагавшегося в нем музея. 26 июня освящение восстановленного корпуса возглавил митр. Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв) в сослужении архиеп. Свердловского и Курганского Мелхиседека (Лебедева) и архиеп. Винницкого и Брацлавского Агафангела (Саввина). Торжества посетил секретарь патриарха протопресв. Матфей Стаднюк, представители гос. власти. 30 июля - 1 авг. 1988 г., в ходе торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси, органы власти разрешили установить памятный крест и знак в природоохранной зоне мон-ря.
В 1991 г., после возвращения Церкви построек Кременецкого мон-ря, в обитель вернулись старые насельницы, пребывавшие в Корце. Игуменией восстановленного Святогорского Зимненского мон-ря Волынской обл. по прошению еп. Луцкого и Волынского Варфоломея (Ващука) была назначена корецкая мон. Стефана (Бандура).
В 90-х гг. XX в. К. м. испытывал давление западноукраинских праворадикальных движений и представителей раскольнических течений, обвинявших монашескую общину в непосредственном подчинении патриарху Московскому. В авг. 1990 г. в К. м. останавливался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 3 авг. и 8 сент. 1992 г. К. м. посещал новый предстоятель УПЦ митр. Владимир (Сабодан). 19 авг. 1993 г. в К. м. прибыл крестный ход с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери в поддержку канонической УПЦ, инициированный еп. Луцким и Волынским Нифонтом (Солодухой). 26 июля 2006 г. по рекомендации престарелой игум. Наталии К. м. возглавила мон. Рафаила (Хильчук), возведенная в сан игумении. 2 авг. 2009 г., во время первого офиц. визита на Украину, К. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Главное сооружение архитектурного комплекса монастыря - 3-нефный 3-этажный Троицкий собор с 2 приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и прп. Иова Почаевского. К собору пристроены 2-этажные кельи с трапезной и теплая ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1890). 3-ярусная колокольня оформлена с использованием в декоре кокошников, колонок и поясов. В одной из келий читается «Неусыпная Псалтирь». 1-го числа каждого месяца (по ст. ст.) вокруг обители совершается крестный ход с копией чудотворной иконы «Споручница грешных» - главной святыней монастыря. В нояб. 2001 г. была совершена попытка украсть этот образ, но грабителям удалось снять только серебряный оклад с украшениями. В К. м. имеются также иконы с частицами мощей святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Иоанна Тобольского, вмч. Пантелеимона, преподобных Иова Почаевского, Варлаама Киево-Печерского и др.
В окт. 1990 г. полностью сгорели постройки Воскресенского мон-ря, где в те времена находилась торговая база. В 1994 г. развалины обители были переданы К. м. В восстановленной Воскресенской обители находятся церкви в честь Воскресения Христова и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 30 апр. 1990 г. мон-рю было передано здание бывшей школы-приюта, в к-ром разместились «школа религии», актовый зал, мастерская по изготовлению свеч, а также гостиничные номера для приезжих священнослужителей. Осенью 1998 г. при К м. была открыта Регентская школа, в 2001 г. преобразованная в Корецкое регентско-катехизаторское ДУ. С 2006 г. функционирует отд-ние церковного кроя и шитья. Как и до революции, воспитанницы размещаются в кельях старого Воскресенского мон-ря.